«Конечно же, лучше выбирать не школу, а учительницу», скажут вам многие специалисты и опытные родители. Конечно же, это так. Но к выбору учительницы нужно подходить тоже с умом. Если вас не интересует, насколько далеко от дома находится школа, обойдите несколько школ, в которые, по мнению авторитетных для вас людей, «хорошо обучают».
Здесь немаловажно и то, какого «качества» эта школа. Если это школа с «относительно платными» услугами, то можно надеяться, что в класс попадут дети, родители которых по крайней мере не пьяницы, способны хоть за что-то заплатить. Если же школа формирует имидж «элитной», то вполне возможно, что при вывеске «государственная» там нужно раскошелиться на «вступление» и «ежемесячные взносы». Возможно, если контингент учеников вас не настолько волнует, для вас будет важно преподавание в школе иностранных языков, наличие компьютерной базы, возможности для спортивных тренировок… Но не ищите специально школы, где много факультативных занятий. Здесь главное – не переусердствовать. Ведь нагрузка на будущего первоклассника должна быть оптимальной!
Не всегда школа, которая славится «процентом поступаемости в институты» имеет сильную начальную школу. Иногда бывает, что средняя и старшая школа – лучше не придумаешь, а вот младшая… С другой стороны, лучше не настраиваться на то, что школу не придется менять, что это будет травмой для ребенка. В жизни нужно научиться приспосабливаться к разным людям и условиям. Потому не следует беспокоиться, если самая ближайшая школа – это комплекс «школа–детский сад». Это даже лучше, чем хорошо! Ведь многие шестилетки не выдерживают школьного режима, у них страдает и без того слабое здоровье. Потому привычный детсадовский режим, сон во второй половине дня, игрушки и возможность быть на воздухе – только на пользу!
После выбора школы познакомьтесь с директором, не бойтесь ему сказать, что очень волнуетесь о выборе школы и учительницы. Если вам повезет, вы получите массу полезной информации. Прежде всего, послушайте, какие учителя будут «брать» первый класс в будущем году. Спрашивайте о возрасте, семейном положении, наличии детей (будет не очень хорошо, если учительница уйдет в декрет, не доведя ребенка до конца начальной школы). Вы сами знаете вашего ребенка, и поймете, какого возраста должна быть ВАША учительница. Но не бойтесь и молоденьких. Иногда «с пылу с жару» из института выходят совершенно потрясающие учительницы! Их главное преимущество – желание работать с детьми.
Можете пропустить мимо ушей «рекомендации профессионала», разговоры о «высшей категории» и звании «учитель-методист», «учитель года». Иногда способность выполнить все категорийные требования не увязывается с элементарными способностями наладить контакт с детьми. А эти способности выяснить можно, лишь пообщавшись с родителями детей, которых выпускает та или иная учительница. Однако и здесь есть некоторые «секреты»: не встречались ли Вам в жизни учителя, которые были способны так работать с родителями, что они, очарованные учителем, полностью становились на его сторону, не обращая внимания на стенания и обиды детей? Так что мнения других родителей тоже не всегда могут быть объективными.
Некоторые родители будущих первоклассников умудряются «выяснить все» о стиле общения учительницы, наблюдая на перемене или после уроков, как относятся к ней детишки: «висят» ли на ней, как елочные украшения, или предоставлены сами себе, в то время, как она проверяет тетрадки. Не пытайтесь спрашивать мнения об учительнице у детей: им свойственна влюбленность в первую учительницу, даже иногда самую равнодушную или крикливую.
Если ваш «шпионаж» подтвердил, что именно эта учительница – предел ваших мечтаний, то познакомьтесь с нею поближе, узнайте, какие у нее требования к детям. Здесь вы «кладете на весы» индивидуальные особенности вашего ребенка и слова учительницы. Ваш не приемлет критики? – А она терпеть не может, когда делают «не так». Ваш не любит, когда на него кричат, замыкается? – А у нее просто голос «такой»… Вашего нужно подбодрить, он медлительный? – А она – торопыга, говорит только о том, что важно на уроке сделать побольше. Конечно же, вопросы не нужно задавать «в лоб», типа: «А не громко ли вы говорите с детьми?». Предварительно скажите, что хотели бы поговорить ее требованиях, а в них ищите особенности ее темпа, стиля общения с детьми и родителями.
При этом нужно помнить, что ваше восприятие “особенностей ребенка» не всегда объективно, потому, возможно, придется посоветоваться и со школьным психологом именно этой школы.
Если «разведочное» знакомство неудачно, то есть смысл спросить у этой же учительницы, не посоветует ли она кого-то из коллег в этой же школе, кто бы смог подойти с пониманием к особенностям вашего ребенка.
И последняя проверка – личный контакт. Ведь бывает не только любовь с первого взгляда, но и антипатия. Важно, чтобы учительница понравилась ребенку, ведь отношение к ней – хотя бы маленькая гарантия, что кризис семи лет пройдет для сына или дочки полегче и без последствий.