Раннее развитие и обучение

Раннее развитие, обучение, или развитие ребенка раннего возраста?

Ранним развитием ребенка увлекаются очень многие родители. Чего только не придумывают "специалисты" по раннему детству: чтение по Доману, Зайцеву  или Тюленеву с двух месяцев, динамическая гимнастика, просмотр презентаций на компьютере и обучающих мультфильмов и фильмов с 6-месячного возраста, видео- аудио комплексы для маленьких вундеркиндов и гениев... Следующая ступенька - это группы развития, где собирают даже годовалых детей: главное требование - чтобы малыш уже ходил.

Многие «раннеразвивающие» родители занимаются с малышами с удовольствием, находя в этом пользу и для себя. Чувствуя, когда малыш устал, такая мама не просто прерывает занятие, а переключает внимание ребенка и предлагает ему что-то другое. С самого рождения применяются так называемые «развивающие игры», специфика которых состоит в том, что польза от них бывает только тогда, когда малыш играет в них ВМЕСТЕ с родителями. Действительно увлекаясь такими играми, творчески усложняя и интерпретируя их, родители помогают ребенку развиваться.

Если попытаться разобраться в проблеме, то среди изобилия интерпретаций часто путаются понятия "раннее развитие" и "раннее обучение". Раннее развитие - это в идеале совместные игры со взрослым в зоне ближайшего развития ребенка. Играет он исключительно в зоне актуального развития, то есть в игры, которые понятны, уже усвоены. Иногда малыши охотно играют в одну и ту же игру очень долго - словно "наполняют" себя ею. Насытившись, малыши придумывают себе другую игру.

Еще есть отличия в понятиях "Раннее развитие" и "Развитие ребенка раннего возраста". Маленький ребенок настолько быстро развивается, что порой зоны актуального и ближайшего развития находятся друг от друга на расстоянии нескольких часов. Потому для развития малыша необходимо постоянное присутствие мамы (а также и других взрослых), ее активное участие  в играх, организация этих игр. Тема игры (и средства для ее проведения) - это Ваш выбор и выбор ребенка: она должна быть понятной ребенку и быть им принятой.

А вот раннее развитие часто воспринимается как необходимость обучить ребенка чему-то ПОРАНЬШЕ, например, чтению, математике, дать энциклопедические знания... При этом необходимо учитывать законы развития: если усиленно развивать один процесс, то у какого-то другого процесса можно невольно отобрать энергию. Для примера, бывает, что ребенок в четыре года умеет примеры решать с переходом через десяток, а носки одевать не умеет. Т.е. раннее обучение происходило ЗА СЧЕТ других навыков. И еще - нужно четко знать, что именно у ребенка находится в зоне ближайшего развития, ведь иногда время для возможности приобрести какое-то умение (сензитивный период) очень кратко, а оно тратится на то, что ребенок еще не готов усвоить. Есть такая пословица: "Можно подвести коня к воде, но нельзя заставить его напиться".

Где быть осторожным, или Камни преткновения

Еще один момент нужно учитывать, чтобы ответить на жизненно важный вопрос: "Нужно ли мне заниматься с ребенком "ранним развитием""?  Если Вы все же научите своего малыша чему-то, то будьте готовы, что без систематических занятий это забудется. И при этом Вам придется придумывать все новые и новые формы работы, причем тратить на это много времени, ведь для двухлетнего читателя, чтобы не утратить навык, и книг-то никто не придумал. А Ваше время, возможно, очень нужно не только ребенку, но и мужу, да и Вам самой. И еще : если Вы хотите, чтобы Ваш ребенок читал в два года точно также, как соседский Вовка - лучше не соревнуйтесь. Пытайтесь развивать себя и соревноваться с кем-то в своих достижениях.

Нельзя забывать, что раннее развитие - это не только лишь развитие ИНТЕЛЛЕКТА . Конечно же, оно должно быть всесторонне. Для малышей необходимо сенсорное и эмоциональное развитие, а также освоение социальных навыков.


© 2015 "Солнечная Сова"
© 2015 Веб дизайн "АИСТ"