Даже в одной семье не бывает одинаковых детей. Но разные дети рождаются, когда у родителей разный возраст, ими применяется другой опыт воспитания. Но даже если в семье растут близнецы, они могут быть совершенно не похожими психологически. Бывает непонятно, почему при одинаковых условиях воспитания один ребенок ласковый, послушный и рассудительный, а другой - маленький разбойник, то и дело проверяющий нервы родителей на прочность. Откуда же берется непослушание, агрессивность, вредные привычки, если этому никто не учит ребенка. наоборот, день и ночь говорится о том, каким ДОЛЖЕН БЫТЬ ребенок.
Все дети разные еще в утробе матери. Один подвижный и колотим маму по печени в "наказание" за неправильные поступки (смотрит страшный фильм, или волнуется, или с папой спорит), другие малыши деликатно постукивают пальчиками - мамы даже начинают волноваться, что они так тихо себя ведут. Но в каждом ребенке уже природой заложен тип нервной системы: скорость психических реакций и их сила. Именно это определяет темперамент ребенка. Конечно же, быстрый и сильный тип нервной системы холерика отличается от медлительных и слабых реакций флегматика. "Быстрые" дети более склонны к непослушанию, чем "медленные". Чувствительные дети со слабой нервной системой избегают недовольства родителей, и потому более склонны к "хорошему поведению".
Но на самом деле природные задатки ребенка не всегда определяют, насколько он будет хорошо себя вести. Если бы было все так просто!
Одна из базовых потребностей каждого человека - это потребность в общении. К сожалению, не всегда родители уделяют внимание детям настолько , чтобы полностью удовлетворить эту потребность у детей. И тогда дети придумывают способы привлечения родительского внимания. А отрицательное внимание привлечь намного легче: уронить чашку, чтобы мама отвлеклась наконец от своих кухонных дел, включать-выключать телевизор, чтобы папа встал с дивана, чтобы поиграть с конструктором... Постепенно попытки привлечь к себе хоть какое-то внимание перерождаются в свойство личности. Ребенок также ведет себя и в других условиях: в песочнице, детском саду, школе, в секции. Он учится манипулировать поведением других людей, получая от этого удовлетворение. Однако это - суррогат общения. Люди, жаждущие власти над другими людьми никогда не бывают счастливы.
Родителям, которые не хотят, чтобы дети доставляли массу неприятностей плохим поведением, нужно учиться правильно общаться с детьми. И как дарить им свою любовь, чтобы наши малыши не выклянчивали крохи внимания, а учились сами дарить свою любовь - родителям.
Еще можно почитать: