Подростковые субкультуры

1. Подростковые субкультуры (готы, эмо и т.д) - почему подростки увлекаются неформальными течениями? 

Подростковый возраст особенный. Он знаменует собой очередной кризис развития, потому проходит достаточно болезненно. Такой же по интенсивности и заметности для окружающих бывает разве что кризис среднего возраста, или когда «бес в ребро» - на переходе от зрелости к старости… Если младший школьный возраст знаменуется сменой авторитетов от родителей к учителю, то подростковый – сменой авторитетов от учителей к компании сверстников. Потому мы не являемся их «референтной группой», т.е. людьми, мнением которых они дорожат.

В поисках себя, на изломе представлений о себе как о ребенке и как о взрослом у подростка бывают порой шокирующие способы самовыражения. Подростковые субкультруы – это один из них.

Многие из них – это протест против… всего: против «предков», общества, политики, обычаев (хиппи, панки, готы, фрики). Это выражается в подчеркнуто вызывающем внешем виде (лохмотья, или черная одежда, «клоунская», с точки зрения взрослых, косметика или аксессуары (пирсинг). Им присуще, как правило, «девиантное» (отклоняющееся от условной нормы) поведение: употребление алкоголя, нарочитая агрессивность (гопники).

2. Что делать родителям, дети которых влились в подобные неформальные течения, что бы как-то обезопасить своих детей?

Не пытайтесь вытянуть подростков из компании силой. Часто они демонстрируют презрение к «предкам» перед своими «согруппниками», потому Ваши попытки вытянуть – лишь станут поводом для того, чтобы повысить свою репутацию в глазах товарищей. Даже вполне благополучные подростки при своих товарищах могут бравировать: говорить с родителями в пренебрежительном тоне, обращаться фамильярно. Но с благополучными детьми этот момент очень просто «разрулить»: достаточно просто поговорить.

Подростки же, которые оказались втянутыми в субкультуру, настроены протестовать против обыденности устоев, в том числе и семейных.

Сложно давать универсальные советы, ведь каждый случай – уникален. Потому скажу: нужно обращаться к специалисту очно. В этом ничего плохого нет (до сих пор много взрослых считают психолога медицинским работником, психиатром, и боятся обращаться, возможно, это наследие советских времен с традиционным тогда психиатрическим давлением). Даже мне, психологу, матери подростка, в свое время пришлось прибегать к совету коллеги. И не потому, что я – не специалист в этом вопросе, а потому, что изнутри ситуация не видна даже специалисту. А со стороны специалист может увидеть корни проблемы и помочь выработать правильную линию поведения. И если Вы настроены изменить резко «испортившееся» поведение своего подростка – нужно быть готовым изменить свое.

Иногда помогает – «смиритсья» с изменениями в ребенке. Побольше говорить, вместе проводить время. Конечно же, теперь придется уделить этому внимания больше раз в 21. Это психологи подсчитали: чтобы привычка (в отношениях с родителями) образовалась – нужно три повторения. А чтобы искоренить ее – 21 повторение, причем нужно обязательное согласие человека, поведение которого изменяется…

Приглашайте друзей ребенка домой, поощряйте приход его одноклассников – нормально одетых, помогайте им налаживать досуг.

Иногда помогает сказать: «Я понял(а). Ты вырос, повзрослел. Это мне даже нравится. Значит, я могу возложить на тебя более взрослые обязанности (покупать еду, готовить, мыть посуду, стирать и гладить свою одежду, к которой мне не хочется прикасаться)». Это охлаждает подростков (правда, не всегда). когда родители вместе с желанием сберечь «детско-родительскую» модель отношений вместо отношений на уровне «взрослый-взрослый».

Есть универсальный совет: читайте побольше о подростках. У Ди Снайдера есть книга "Инструкции по выживанию для подростков". Здесь объясняется подросткам, что родители не хотят им зла и напоминает родителям что сами мы когда-то были такими же…

3. Чего вообще можно опасаться, если ребенок стал готом, эмо и т.д.

Прежде всего нужно помнить: ни одна из компаний не спасет от незащищенного секса и наркотиков: хоть частная школа с вымуштрованной охраной, хоть институт благородных девиц. Некоторые люди остаются в подростковых субкультурах еще долгое время после полового созревания, а некоторые не примыкают к ним вообще. И нет гарантии, что благополучный подросток, с которым вообще нет проблем с 11 до 16 лет, не «выкинет» что-нибудь такое в юности, ведь нужно же когда-нибудь начать отрываться от маминой юбки… Если такое не происходит, т.е. нет протестов против того, что ребенок так и остается ребенком, а не взрослеет в своих глазах, не говоря о взгляде на себя своих собственных родителей – это говорит о «выученной беспомощности». Здесь нужно советовать читать книгу «Когда родители любят детей слишком сильно».

4. Какое влияние на психику подростка оказывают современные субкультуры?

Если новая компания подростка увлекается алкоголем, развивает агрессивные настроения – это, конечно же, накладывает свой отпечаток. Многие артисты, которые «держат» образ длительное время, отмечают, что замечают за собой, что иногда думают, двигаются, поступают, как их герои. А если эта игра осознанная – здесь есть риск совсем «уйти» от общества. Ведь агрессия компании подростков часто бывает на грани закона, и это влечет за собой соответствующие санкции общества.

В современном обществе у подростка, который протестует против действительности, есть много других возможностей, кроме открытой демонстрации внешних атрибутов (стрижка или хаотичная «прическа», пирсинг или платформы, белила на лице или черный орнамент). Например, сообщества в Интернет. Здесь, конечно, свои подводные камни: зависимость от компьютера, перспектива испорченного зрения.

5. Возможно, есть какие-то особенности характера подростка, вступившего в ту или иную субкультуру?

Нужно переформулировать. Это я не исследовала и не наблюдала. Единственное могу сказать, что ЭМО могут стать подростки, склонные к меланхолии.

 

И о профилактике. К этому возрасту нужно подходить, чтобы ребенок научился:

- проводить досуг интересно.
- иметь с родителями общее дело, увлечение.

- быть занятым, увлеченным каким-то личным делом (секция, кружок, где есть увлеченный авторитетный учитель).

- чтобы видел личную увлеченность чем-то родителей.

В семье нужно сформировать культ переговоров, когда не приказ или авторитарность довлеет над взрослеющим дитятей, а настоящий АВТОРИТЕТ.


© 2015 "Солнечная Сова"
© 2015 Веб дизайн "АИСТ"