Родители как психотерапевты

Родители как психотерапевты

Каждый ребенок уникален. Мы не перестанем это утверждать и удивляться многообразию индивидуальных черт каждого ребенка - даже независимо от того, в одной ли семе растет ребенок. Так может случиться, что именно с Вашим ребенокм нужно будет немного пообщаться "специальным образом", чтобы исправить его поведение, помочь ощутить себя личностью, учидеть, что Вы его уважаете.

В наших условиях далеко не в каждом детском учреждении (поликлинике) есть квалифицированный психолог, который может провести игровую терапию. Потому, наверное, необходимо научиться быть «игровым терапевтом» самим родителям. Если вам не верится, что игра как инструмент воспитания в ваших руках – не достаточно действенна, поверьте, что она и есть воспитание: без насилия и унижений дети в игре постигают истины и выбирают свой путь в этом огромном и сложном мире.
Прежде всего, если вы хотите помочь своему ребенку, нужно понять, что если вашему ребенку нужна помощь (или если вы хотите, чтобы ребенок в будущем избежал эмоциональных или поведенческих проблем), вам нужно найти хорошего консультанта, который, руководя вашими с ребенком домашними занятиями, поможет избежать ошибок и идти в правильном направлении. В крайнем случае – прочитайте книгу Артура Крафта и Гарри Лэндрета «Родители как психотерапевты». Она поможет «не заблудиться.
Если вы решили действовать по принципу «спасение утопающих – дело  рук самих утопающих», необходимо усвоить правила проведения игровых терапевтических занятий.

  • Во-первых, ребенок – это не маленький взрослый, это уже живущий человек, причем изменяющийся в своем развитии. Он уникален и заслуживает уважения. Он вынослив, обладает огромной способностью преодолевать препятствия и неблагоприятные обстоятельства своей жизни. Дети имеют врожденную тенденцию к росту и созреванию. Они обладают внутренней интуитивной мудростью.
  • Во-вторых, игра – это естественное средство самовыражения у детей. На этом языке они могут сообщить нам то, что с ними случилось. И мы сумеем им помочь, выслушивая и понимая их. При этом нужно быть очень внимательными, чтобы не пропустить сигналы бедствия.
  • В-третьих, о чем мы уже упоминали, для оптимального развития ребенка необходимо общение со взрослыми, особенно с близкими.
  • В-четвертых,  Рост ребенка нельзя ускорить. Нужно признать это и проявлять терпение. Ребенок не становится личностью, достигнув определенного возраста или удовлетворив каким-либо нашим требованиям.

Для игрового занятия нужно выбрать отдельную комнату, чтобы никто не мешал (даже отключить телефон). По времени это у вас отнимет полчаса в неделю. Подготовить нужно игрушки, работа с которыми не требует никаких правил (фигурки животных, солдатики, машинки, кукольная семья, куклы-перчатки, бутылочка с соской, пластилин, бумага, краски, карандаши).
Перед первым занятием сообщите ребенку, что сейчас вы будете с ним играть. Он может играть во что хочет, и вы ему будете помогать. Он сегодня – командир на целых полчаса! Ваша задача – понимать и положительно принимать желания и чувства ребенка, принимать любое предложение, «не нарушающее границ» (не ломать, не портить вещи, не причинять никому боли). Нужно стараться не побуждать ребенка к действиям и разговорам, а больше слушать и наблюдать. Ваши поощрения, указания  и разговоры – ваша инициатива, но не ребенка. Подобранные игрушки желательно отложить только для занятий, что усиливает эффект занятия как «особенного времени».
Понаблюдайте за мимикой и интонацией вашего ребенка во время занятий. Не проскользнут ли ваши «командные нотки»?
Принимайте к сведению все моменты, когда ваше дитя во время игры будет нападать на ваши игрушки, когда он станет выбирать хищников, давая вам играть беззащитными зверушками. Так иносказательно ребенок выражает несогласие с тем, что «взрослые всегда командуют». При этом ребенок может вас «испытывать», как Сережа в нашем примере: насколько вам хватит терпения (ох, и много вам придется его запасти!)
Конечно, вы не приобретете сразу навыки игрового терапевта, но опыт выслушивания вашего ребенка (активное слушанье, подтверждение понимания его чувств), попытки понять его на многое раскроют вам глаза и вам станет легче общаться с ребенком. Вы заметите и изменения в себе: опыт проведения «понимающих» занятий и ваше участие в развитии ребенка разовьют и Вас.

На нашем сайте Вы можете научиться проводить "лечебные игры" с ребенком, при этом каждый Ваш шаг будет курировать специалист: он поможет Вам в наблюдении за игрой ребенка, поможет увидеть в его словах и дейтсвиях "знаки", которые он дает Вам для того, чтоб Вы его поняли, приняли и помогли ему дальше развиваться. 

Уже с первых занятий Вы увидете, как меняется ребенок, его поведение и восприятие себя и Вас, ваших отношений.


© 2015 "Солнечная Сова"
© 2015 Веб дизайн "АИСТ"