Так же, как и растению нужны солнце, воздух и вода, так каждому человеку нужно разрешение быть самим собой, поддержка этого разрешения не только им самим (принятие самого себя), но и окружающими
С древних времен и до наших дней игра используется человеком для развития творчества, фантазии, а значит для развития прогресса во всех областях жизни. Человеку с детства свойственно играть. Игра является естественным способом выражения его мыслей и чувств. Становясь взрослым, каждый из нас выстраивает отношения с окружающими, внося в них какой-либо элемент свой собственной детской игры, проявляя свою индивидуальность и, таким образом, влияя на общие социальные отношения.
В комнате на полу был постелен ковер. На стеллажах – игрушки, предметы кухонной утвари, на столике – пластилин, бумага, краски. Осмотрев всю комнату, Сережа наконец переступил порог.
– Я не буду с тобой разговаривать! – глядя исподлобья проворчал маленький «вождь краснокожих».
– Ты не хочешь со мной разговаривать! – как эхо повторила приятной внешности женщина.
– Мне надоело, что все меня ругают, и с тобой я не хочу говорить! – уже не с такой категоричной интонацией звучали слова ворчуна.
– Ты не хочешь говорить со мной, – повторило привлекательное эхо.
– Я буду лепить.
– Ты хочешь лепить, – согласилось эхо.
Сережа взял пластилин, потом бумагу, потом игрушки. Когда он стал бить игрушкой по столу, психолог мягко, но уверенно его остановила: «Ты можешь делать все, что захочешь, только нельзя портить вещи».
При этом мальчик будто обрадовался от того, что наконец-то нащупал то, отчего эта странная тетенька наконец стала похожа на других взрослых: запрещает. Но игрушку отложил.
Потом взял игрушечного тигра, вложил в руки психолога зайца и стал «нападать».
– Твой тигр нападает на моего зайца. – констатировала психолог.
– Да, он хочет его съесть! – азартно выкрикнул мальчишка.
– Он хочет его съесть, – повторило эхо.
Через несколько занятий ребенок, который в детском саду терроризировал всю группу, нянечку и двух воспитателей стал гораздо спокойней. Он легче реагировал на замечания, ощутил уверенность в себе.
Что же произошло? Почему ему еще и еще раз хотелось прийти в эту комнату, в которой странная женщина со странной профессией работает «эхом» и так все понимает?
С древних времен и до наших дней игра используется человеком для развития творчества, фантазии, а значит для развития прогресса во всех областях жизни. Человеку с детства свойственно играть. Игра является естественным способом выражения его мыслей и чувств. Становясь взрослым, каждый из нас выстраивает отношения с окружающими, внося в них какой-либо элемент свой собственной детской игры, проявляя свою индивидуальность и, таким образом, влияя на общие социальные отношения.
В опыте игровой терапии ребенку представился случай изучить самого себя во взаимодействии с игровым терапевтом, который выражает защиту ребенка, поддерживает потребность изучить не только комнату и игрушки, но и самого себя. Во время игровой терапии дети, получив возможность поверить, что все их действия – порождение их желаний, и что они могут управлять ими, начинают верить в себя, приобретают самоуважение, раскрываются и получают облегчение. Обычно ребенок с нетерпением ожидает следующего занятия. И не удивительно: приятно чувствовать себя свободным, уважаемым человеком, самим собой.
А ведь именно этого не хватало пятилетнему шалуну: не имея возможности высказать словами свои чувства и выражая их действиями, порой так раздражавшими окружающих взрослых, которые неустанно «клевали» мальчишку, Сережа наконец смог почувствовать себя таким, которого не отвергают (мама, которая «отдала» в детский сад, бабушка, которая не хотела возиться со слишком активным внуком, воспитатели, которые доброго слова за весь день не скажут). А почувствовав себя «принятым», «отпустил» свое напряжение и изменил поведение.
Игра – наиболее популярный терапевтический подход, применяемый для того, чтобы помочь детям проработать их эмоционально травмирующие переживания или преодолеть поведенческие, эмоциональные проблемы и сложности развития, позволяющий помочь детям справляться со своими проблемами и преодолевать их. Игра – возможность свободного самовыражения с одновременным принятием его чувств взрослым.
Можно сказать, что девиз игровой терапии – «не управлять, но понимать». То есть цель игровой терапии вовсе не в том, чтобы изменить ребенка, а в том, чтобы помочь ему утвердить свое «Я», чувство собственной ценности. Ребенок, как и всякая личность, уникален, самоценен и обладает внутренними источниками саморазвития. Для каких же детей подходит такая терапия? Это – нарушение роста «Я», самонеадекватность, сомнения и неуверенность в возможностях собственного личностного роста и обусловленные ими тревожность и враждебность ребенка к окружающим. Этот терапевтический прием дает ребенку возможность через игру выразить вовне накопленные чувства напряжения, разочарования, беззащитности, агрессии, страха, замешательства, запутанности. Проигрывая эти чувства, ребенок выносит их на поверхность, сталкивается с ними, учится их понимать, принимать и контролировать. Когда он достигает этого, он приходит к пониманию своей способности быть личностью по собственному праву, думать за себя, принимать самостоятельные решения, стать психологически более зрелым. Другими словами, игротерапия может применяться не только в целях коррекции, но и в профилактических и психогигиенических целях.
Игротерапия представляет уникальный опыт для социального развития ребенка, открывая ему возможность вступить в общение со взрослым, которое необходимо для оптимального развития личности ребенка. То есть игра позволяет ребенку свободно выражать себя, освободиться от напряжения и разочарований повседневной жизни.
Примечательно, что иногда после игротерапии может также проявиться улучшение умственного развития ребенка. Однако это достигается не за счет роста собственно интеллекта детей, а за счет снятия эмоционального напряжения, позволяющего детям более полно и адекватно реализовывать свои истинные способности.
Для игровой терапии психолог специально оборудует комнату и подбирает игрушки. В этой комнате самый значимый человек - РЕБЕНОК:
здесь он командует ситуацией и собой,
здесь никто не говорит ему, что делать, никто не критикует то, что он делает;
здесь никто не придирается и не дает советы;
здесь никто не подгоняет, не вмешивается в его личный мир.
Обычно выделяется «специальное» время – от получаса. Специалисты рекомендуют занятия по игровой терапии для детей от двух до десяти лет, хотя описываются случаи помощи подросткам (до пятнадцати лет).
Среди разных терапевтических приемов существует и семейная игровая терапия. При этом психолог выступает «переводчиком» между ребенком и родителями, которым он указывает на необходимые моменты в ходе игры. На таких занятиях могут также применить «парное рисование», совместную деятельность. Такие занятия удивительно сплачивают родителей и детей, даже в подростковом возрасте.