Ребенок заболел: что делать

Ребенок заболевает: что делать?

Когда-то моя бабушка говорила, глядя на нас, внуков, «хором» заболевших ветрянкой: «Детки, какие же вы дорогие!» Вот она – радость родительства, бессонные ночи у постели больного ребенка, затаенное дыхание, смена компрессов на лбу… «Когда же это кончится», – с усталостью думают одни. «Лишь бы все было хорошо!» – причитают другие. Если ребенок заболевает впервые, то кажется, время течет немыслимо долго до прихода врача, что готов отдать все, лишь бы температура снизилась, кашель прекратился, перестало что-то болеть…
Но а если это – настолько часто, что превращается в систему? Если из-за постоянных недомоганий ребенка невозможно не то чтобы определить в детский сад, а просто погулять «по-человечески»? А если это – постоянная хроническая болезнь, которая только может быть выраженной в большей или меньшей степени в зависимости от стадий обострения и ремиссии? Где взять силы для того, чтобы помочь ребенку выкарабкаться? Как не впасть в панику и сохранить самообладание, чтобы вселить в ребенка уверенность в завтрашнем дне?
Конечно, каждый ребенок – уникален. И истории болезней тоже по-своему уникальны. Можно лишь попытаться поговорить о наиболее общих моментах.

Болезнь – знак о неблагополучии

Маленькие дети еще не умеют определять, где у них болит. Первый признак неблагополучия у него – крик. Новорожденный кричит, потому что ему «глобально» плохо, даже если у него болит только в области заживающей пуповины. Еще не говорящий ребенок дает знать о болезни тоже криком или нытьем, но это уже можно различить, к признакам болезни добавляются вялость, сонливость или раздражительность.
С возрастом дети начинают локализовывать боль, этому можно даже научить: берите что-то мягкое (например, перышко), гладьте ребенка в разных местах, пока он не почувствует, что боль «встретилась» с перышком. Возможно, перышко поможет ребенку немного отвлечься.
Отнеситесь серьезно к словам ребенка о недомогании, внимательно выслушайте. Постарайтесь разобраться, что малыша тревожит на самом деле. Ведь очень может быть, что начало его болезни – это просьба о том, чтоб его заметили, обратили на него внимание, просьба о принятии.
В начале болезни доверяйте своей интуиции. По канонам астропсихологии, каждая мама имеет связь с ребенком до семи лет на тонком уровне. Почувствуйте своего ребенка!

Как вести себя с заболевшим ребенком?

Когда ребенок действительно болен, убедитесь, что он понимает происходящее. Расскажите, почему бывают болезни (на «детском» языке, образно). Ваш рассказ должен иметь мораль, как всякая басня: нужно беречь свое здоровье и относиться к нему по-хозяйски.
Объясните, как и зачем нужно принимать лекарства и постарайтесь добиться, чтоб ребенок это сделал добровольно.
Некоторые мамы умудряются придумывать целые «сказки для горчичников», которые рассказывают детям во время таких неприятных процедур.
Обратите внимание на свое поведение: следите за тем, чтобы в ваших словах, движениях, действиях не было паники, страха, неуверенности. Отнеситесь к болезни как к действительности, которую можно исправить и делайте все, чтобы это сделать. Главные слова: «Ничего страшного. Бывает, что дети болеют. Но все обязательно выздоравливают!». Есть также особенности общения с детьми, которые тяжело болеют с детства (порок сердца, ДЦП, проблемы зрения, слуха), которые нужно учитывать.
Конечно же, нужно уделять заболевшему ребенку усиленное внимание. Однако если он почувствует огромную разницу между Вашим вниманием ДО болезни в сейчас, то есть опасность, что ребенку понравится болеть.
Не забывайте об остальных членах семьи, не приносите себя «в жертву». Если болезнь затянулась и достаточно тяжела, обязательно организовывайте отдых для себя. Делитесь переживаниями с близкими, чтобы не накапливать отрицательные эмоции: ваша энергия нужна ребенку для выздоровления.

Как развлечь больного ребенка

Даже здорового ребенка для нормального психического развития нужно обнимать не меньше четырех раз в день. В это время он расслабленно вздыхает и получает долю вашего спокойствия и уверенности в вашей любви и принятии. Больной же ребенок нуждается в ваших прикосновениях вдвойне.
Когда мамина ладонь прикасается к горячему лбу, кажется и температура спадает, и голова болит меньше. Прикасайтесь к вашему болящему. А если нужно отлучиться от постели больного (это даже нужно делать – для отдыха больного и вашего), оставляйте вашу «энергию» в чем-то. В былые времена головную боль и температуру снимал, например, хорошо размятый руками охлажденный капустный лист. Говорите при ребенке: «Смотри, я мну листочек капусты, он будет лечить тебя, потому что будет помнить мои руки».
Для включения «внутренних механизмов» борьбы с болезнью помогите ребенку придумать, на что похожа его болезнь. Попытайтесь нарисовать это. Современная медицина для диагностики некоторых болезней, например, мигрени (это ужасно, но мигрень бывает и у детей!), использует детские рисунки. Но даже если вы не медик-новатор, и вам нужно просто вылечить ребенка, попытайтесь вместе с ребенком изобразить его болезнь – красочно, тщательно. А потом попросите малыша энергично разорвать рисунок. Пусть он почувствует, как он сам побеждает свою болезнь.
Если вы любите готовить или печь, но в обычные дни не хватает времени, организуйте на кухне «лежбище» для ребенка, и готовьте при нем, в это время можно и поговорить.
Для долгих дней болезни в старые времена дети любили родительское чтение. В моем детстве очень пригождались детские пластинки. Сейчас можно найти оцифрованные старые пластинки, или купить в новом исполнении – старые сказки и истории. Можно их успешно использовать.
Когда ребенок уже выздоравливает, придумывайте ему разные занятия (сортировка вещей, семейных фотографий, чтоб он не скучал и чувствовал себя полезным).
И, конечно, не забывайте о настольных играх.


© 2015 "Солнечная Сова"
© 2015 Веб дизайн "АИСТ"