Когда-то моя бабушка говорила, глядя на нас, внуков, «хором» заболевших ветрянкой: «Детки, какие же вы дорогие!» Вот она – радость родительства, бессонные ночи у постели больного ребенка, затаенное дыхание, смена компрессов на лбу… «Когда же это кончится», – с усталостью думают одни. «Лишь бы все было хорошо!» – причитают другие. Если ребенок заболевает впервые, то кажется, время течет немыслимо долго до прихода врача, что готов отдать все, лишь бы температура снизилась, кашель прекратился, перестало что-то болеть…
Но а если это – настолько часто, что превращается в систему? Если из-за постоянных недомоганий ребенка невозможно не то чтобы определить в детский сад, а просто погулять «по-человечески»? А если это – постоянная хроническая болезнь, которая только может быть выраженной в большей или меньшей степени в зависимости от стадий обострения и ремиссии? Где взять силы для того, чтобы помочь ребенку выкарабкаться? Как не впасть в панику и сохранить самообладание, чтобы вселить в ребенка уверенность в завтрашнем дне?
Конечно, каждый ребенок – уникален. И истории болезней тоже по-своему уникальны. Можно лишь попытаться поговорить о наиболее общих моментах.
Маленькие дети еще не умеют определять, где у них болит. Первый признак неблагополучия у него – крик. Новорожденный кричит, потому что ему «глобально» плохо, даже если у него болит только в области заживающей пуповины. Еще не говорящий ребенок дает знать о болезни тоже криком или нытьем, но это уже можно различить, к признакам болезни добавляются вялость, сонливость или раздражительность.
С возрастом дети начинают локализовывать боль, этому можно даже научить: берите что-то мягкое (например, перышко), гладьте ребенка в разных местах, пока он не почувствует, что боль «встретилась» с перышком. Возможно, перышко поможет ребенку немного отвлечься.
Отнеситесь серьезно к словам ребенка о недомогании, внимательно выслушайте. Постарайтесь разобраться, что малыша тревожит на самом деле. Ведь очень может быть, что начало его болезни – это просьба о том, чтоб его заметили, обратили на него внимание, просьба о принятии.
В начале болезни доверяйте своей интуиции. По канонам астропсихологии, каждая мама имеет связь с ребенком до семи лет на тонком уровне. Почувствуйте своего ребенка!
Когда ребенок действительно болен, убедитесь, что он понимает происходящее. Расскажите, почему бывают болезни (на «детском» языке, образно). Ваш рассказ должен иметь мораль, как всякая басня: нужно беречь свое здоровье и относиться к нему по-хозяйски.
Объясните, как и зачем нужно принимать лекарства и постарайтесь добиться, чтоб ребенок это сделал добровольно.
Некоторые мамы умудряются придумывать целые «сказки для горчичников», которые рассказывают детям во время таких неприятных процедур.
Обратите внимание на свое поведение: следите за тем, чтобы в ваших словах, движениях, действиях не было паники, страха, неуверенности. Отнеситесь к болезни как к действительности, которую можно исправить и делайте все, чтобы это сделать. Главные слова: «Ничего страшного. Бывает, что дети болеют. Но все обязательно выздоравливают!». Есть также особенности общения с детьми, которые тяжело болеют с детства (порок сердца, ДЦП, проблемы зрения, слуха), которые нужно учитывать.
Конечно же, нужно уделять заболевшему ребенку усиленное внимание. Однако если он почувствует огромную разницу между Вашим вниманием ДО болезни в сейчас, то есть опасность, что ребенку понравится болеть.
Не забывайте об остальных членах семьи, не приносите себя «в жертву». Если болезнь затянулась и достаточно тяжела, обязательно организовывайте отдых для себя. Делитесь переживаниями с близкими, чтобы не накапливать отрицательные эмоции: ваша энергия нужна ребенку для выздоровления.
Даже здорового ребенка для нормального психического развития нужно обнимать не меньше четырех раз в день. В это время он расслабленно вздыхает и получает долю вашего спокойствия и уверенности в вашей любви и принятии. Больной же ребенок нуждается в ваших прикосновениях вдвойне.
Когда мамина ладонь прикасается к горячему лбу, кажется и температура спадает, и голова болит меньше. Прикасайтесь к вашему болящему. А если нужно отлучиться от постели больного (это даже нужно делать – для отдыха больного и вашего), оставляйте вашу «энергию» в чем-то. В былые времена головную боль и температуру снимал, например, хорошо размятый руками охлажденный капустный лист. Говорите при ребенке: «Смотри, я мну листочек капусты, он будет лечить тебя, потому что будет помнить мои руки».
Для включения «внутренних механизмов» борьбы с болезнью помогите ребенку придумать, на что похожа его болезнь. Попытайтесь нарисовать это. Современная медицина для диагностики некоторых болезней, например, мигрени (это ужасно, но мигрень бывает и у детей!), использует детские рисунки. Но даже если вы не медик-новатор, и вам нужно просто вылечить ребенка, попытайтесь вместе с ребенком изобразить его болезнь – красочно, тщательно. А потом попросите малыша энергично разорвать рисунок. Пусть он почувствует, как он сам побеждает свою болезнь.
Если вы любите готовить или печь, но в обычные дни не хватает времени, организуйте на кухне «лежбище» для ребенка, и готовьте при нем, в это время можно и поговорить.
Для долгих дней болезни в старые времена дети любили родительское чтение. В моем детстве очень пригождались детские пластинки. Сейчас можно найти оцифрованные старые пластинки, или купить в новом исполнении – старые сказки и истории. Можно их успешно использовать.
Когда ребенок уже выздоравливает, придумывайте ему разные занятия (сортировка вещей, семейных фотографий, чтоб он не скучал и чувствовал себя полезным).
И, конечно, не забывайте о настольных играх.