Расскажу историю из реальной консультации.
Пришла обеспокоенная мама с мальчиком Мишей 5,5 лет. В будущем учебном году пойдет в школу, потому что день рожденья в августе. Психолог в детском саду сказала, что у ребенка по ее тестам низкая самооценка. Он не уверен в себе, нужно что-то с этим делать, поскольку впереди школа и т.д.
Если бы Вам как маме рассказали такое, что бы Вы чувствовали? Правильно, обеспокоились бы, точно так же, как и мама с моей консультации.
Но давайте вспомним особенности старших дошкольников. Их самооценка как правило высокая. Это норма, когда старший дошкольник считает, что он лучше всех рисует, бегает, прыгает, читает стихи. Просто он еще не вырос до "кризиса семи лет", когда в моменты, когда что-то не получается, ребенок чувствует, по Выгодскому, "аффект неадекватности", т.е. чувство не соответствия собственных ожиданий к себе и того, что получилось на самом деле. Например, хотелось написать супер-красиво, а получилось коряво.
Наверное, именно потому и отдавали раньше детей с семи лет в школу, потому что кризис семи лет позволял вовремя перестроиться на школьную жизнь с ее оценками. Еще этот кризис знаменует перемену авторитетов. Раньше были "главными" родители - теперь Вы услышите фразу "А Марь Иванна сказала...".
Психолог детского сада, проверила самооценку старшего дошкольника Миши (интересно, по какой методике?), и увидела, что она низка, а это не соответствует особенностям возраста. Что нужно было еще сделать, чтобы не тревожить родителей, которые сразу побежали "лечить" ребенка?
Миша оказался очень осторожным ребенком. В начале консультации не согласился даже прикоснуться к плазменной лампе, которая отзывается "искусственной молнией" на прикосновение пальцем к стеклянной колбе и антистрессу "арт-гвозди", на которых можно сделать отпечаток руки или какой-то игрушки.
Спрашиваю: всегда ли был таким осторожным? В ответ слышу - да, была проблема научиться ходить, потому что боялся упасть, долго за палец держался.
Показываю проективный тест тревожности для дошкольников - уровень тревожности низкий. Тогда начинаем играть "в тесты". В игровой форме, выполняя задания "для спасения" кролика, даю выполнить несколько проб на интеллектуальное развитие. Выполняет все хорошо. Но как?! Каждый ответ (его правильность) сверяет глазами с мамой или со мной. НАСТОЛЬКО осторожный? Или боится сделать ошибку? Получается, этот параметр развития - самооценка - у него непропорционально возрастным особенностям продвинулся вперед, и потому он выглядит по этому параметру как ребенок, "уже прошедший кризис семи лет". Однако и тесты по другим параметрам (кроме физической координации и зрительно-моторной координации) Миша выполнил на хорошем уровне, и даже с хорошим "запасом". Получается не "низкая самооценка", как насторожил родителей психолог детского сада, а сильное продвижение вперед. Несмотря на некоторое отставание по крупной и мелкой координации. (Это, собственно, характерно одаренным детям).
Уровень самооценки и социометрия ролей родителей и учителя - вот "лакмусовая бумажка" для определения, прошел ли ребенок кризис семи лет. И еще - отношение к своей деятельности как ученика.
В этой истории было грустным то, что, к сожалению, часто у нас применяют психологические тесты только потому, что с детьми "что-то нужно провести". Но ДЛЯ ЧЕГО это делается, что будет если "низкий уровень чего-то" получили? Отправить родителей искать специалиста за пределами детского сада или школы? Есть ли смысл тогда диагностировать?
А вот каждый "низкий уровень чего-то" нужно сто раз перепроверить другими тестами, "забраться" в параллельные параметры развития, чтобы не пугать родителей, а через них - ребенка, который тоже беспокоился, что у него "что-то не в порядке", потому что ПСИХОЛОГ СКАЗАЛА ЭТО ВСЛУХ ПРИ НЕМ.
Давайте бережней относиться к детям, их самооценке и эмоциям!