Маленькие воришки

Четырехлетняя Ксюша пришла из садика в слезах. Мама, тоже была очень расстроена. Выяснилось, что в садике Ксюша взяла без спроса чужую игрушку, спрятала ее в свой шкафчик. Когда же воспитатель вслед за необходимостью утешить плачущего «потерпевшего» проверила шкафчики, то обнаружилось, что это именно Ксюша тайком взяла игрушку, попросту – украла.

У вас тоже было такое? У большинства людей в детстве хотя бы раз был случай, когда так хотелось иметь то, что не разрешалось, и когда, не в силах противостоять этому огромному желанию, руки как бы сами брали недозволенную вещь. Как вы реагировали? Извинились перед родителями потерпевшего ребенка, по дороге домой вычитали свое чадо, даже шлепнули несколько раз? И вас мучил вопрос:
Откуда?

Да, да! Откуда? Ведь родители – кристально честные люди!Если у вас в семье случилось такое ЧП – прежде всего вспомните, говорили ли вы с ребенком о «своих» и «чужих» вещах. Быть может, это ваша недоработка? К четырем годам ребенок уже вполне может усвоить, кто такие воры (те, кто берут чужое без спросу), что бывают замки – чтобы никто чужой не взял или не вошел в дом, что воровать нехорошо, и всегда надо спрашивать можно ли что-то взять не свое.

Иногда дети берут чужое и в более позднем возрасте. Часто ребенок, тайком нарушая правила, требования «уважения к чужой собственности», совершает это вовсе не потому, что «забывает» о запрете на «чужое», а скорее именно потому, что не выдерживает волевых усилий. Это означает, что ему еще нужна помощь в становлении произвольности.

Если первые случаи «нечестного поведения» оставляются родителями без внимания, или, что еще хуже, с увлечением обсуждается в семье, ребенок получает «отрицательный опыт». Не получив «отпор», со временем ребенок привыкает получать эмоциональную встряску: совершает недозволенное, от осознания своего проступка волнуется, причем сердце замирает от чувства опасности. Но когда все сходит с рук – успокаивается, расслабляется и от этого получает удовольствие. То есть с одной стороны – страх, что поймают и накажут, с другой - чувство удовлетворения "я смог это сделать". И если сначала ребенок делает это несознательно, то потом привыкает, всегда помня, что, где и когда украл. При этом в кровь выбрасывается адреналин. Именно он и есть одна из причин развития клептомании – болезненной тяги к воровству. Ощущая потребность в адреналине, и связывая состояние приятного расслабления после проступка с волнением во время его совершения, ребенок стремится украсть вновь и вновь. Конечно, клептомания и воровство – разные вещи, но, не заметив, пропустив первые случаи воровства, родители упускают момент.

 

Есть среди маленьких воришек и такие, которые таким образом привлекают к себе внимание. Иногда дети думают, что их не любят, не заботятся о них, и потому они могут вредить окружающим, иногда вещь, которая была украдена не очень то и нужна ребенку, но таким образом он выражает свои чувства к тому из детей, которого ревнует к значимым взрослым. С другой стороны, слишком бурное выражение эмоций родителями при обнаружении пропажи при обыденном ровном и даже безразличном отношении, заставляет ребенка вновь и вновь совершать проступок, получая таким образом долю внимания к себе, пусть даже отрицательного.

 

Алеша, трехлетний мальчуган, придя в гости к соседскому мальчику, зарыдал, указывая на понравившуюся игрушку. Мама, растерявшись, схватила эту игрушку, не обращая внимания на протесты хозяина и вручила своему, облегченно вздыхая, даже не замечая, что «закон перетекания детских слез» сработал.

Как вы думаете, научится ли ребенок в таком случае уважать чужую собственность?

 

Итак, в воспитании «честного» отношения к чужим вещам очень большую роль играет установка родителей: нужно помочь усвоить правила поведения, но как?

Как поступить?

Прежде всего, нужно очень хорошо подумать, прежде чем наказывать. Ведь наказание за уже свершенный поступок не исправит его первопричину. В детской психологии отмечают такую закономерность, что если ребенок берет чужое, то это значит, что ему чего-то не хватает в своем доме. Не обязательно буквально еды или игрушек, а скорее всего тепла, внимания к его личным радостям и невзгодам. Может быть, ребенок мало видит мать или отца? Может, бабушка слишком строга и не понимает потребности внука? Что значит «неуравновешенная психика»? Откуда это началось? Как вы родители реагируете на проступки мальчика? Какие наказания используете? Все это может оказывать свое влияние на проблему.

 

Узнайте у ребенка, так ли нужна была ему вещь, которую он украл. Подумайте, все ли необходимое есть у ребенка, или же это – каприз.

Если у вас есть равноценная вещь, научите ребенка меняться на время игры, убедите, что об этом нужно спрашивать у родителей. Если ребенок научен меняться, возможно, страстное желание взять чужое будет приглушено. Еще не известно, что привлечет ребенка больше – возможность играть чужой игрушкой или сам процесс обмена.

Укрепляйте ребенка в мысли, что правило не брать чужого незыблемо. Просто некоторые маленькие дети еще его не выучили, но обязательно сделают это вскоре. Обязательно хвалите его за то, что он понимает, что какие-то игрушки чужие, и надо просить разрешения, чтобы с ними поиграть. При этом не забывайте, что к четырем годам желательно, чтобы у ребенка были уже какие-то собственные вещи, для использования которых вы должны тоже просить у него разрешения.

 Ни в коем случае не оставляйте воровство незамеченным. Обязательно возвращайте чужую вещь. А если это невозможно, приучите ребенка к мысли, что тогда нужно ее заменить на равноценную (например, чужую украденную, но поломанную машинку на новую). Причем возвращать пропажу или равноценную вещь нужно обязательно при ребенке, чтобы он усвоил, что пользоваться чужим без разрешения он все равно не сможет. И не уставайте снова и снова объяснять, что чужое брать нельзя, неправильно. Объяснять, что никто не имеет права брать без спроса его игрушки и пр.
Если вы неожиданно стали свидетелем воровства, скажите честно ребенку, что вы думаете по этому поводу. Конечно, неприятно, стыдно, больно, но урок пойдет во благо. Только через нашу боль и стыд в маленьком человеке может проснуться чувство ответственности за свой поступок.

Приучайте ребенка к тому, что он сам ответственен за свой проступок. Иногда полезно заставить воришку самому вернуть украденное. При этом убеждайте ребенка не в своем презрении, а в том, что если это произойдет, то вы не утратите доверия и уважения к нему. Скажите: «Я знаю, как это будет для тебя тяжело, но поверь, продавец очень обрадуется, что ты набрался смелости и вернул пропажу».

Что делать в будущем?

Если вы заметили, что ребенок не чист на руку, знайте, что это – воспитательный момент и для вас в том числе. Старайтесь не провоцировать его на «домашнее воровство»: не оставляйте ценности на видном месте.

Ребенок должен помнить, что может спасти свою репутацию, не теряя ваше уважение и любовь. Убеждайте детей своим поведением и отношением в том, что их потребности и желания вам не безразличны, и что они могут рассчитывать на вашу помощь, не прибегая к воровству.

Ребенок должен понять, что, совершив проступок, он не стал плохим, а просто попал в плохую ситуацию, и может надеяться на вашу помощь или хотя бы поддержку.

Если что-то украли у вас

Маленький Миша (4 года) в группе после летнего отдыха на море стал часто выражать опасения по поводу того, что его вещи могут унести воры, или его самого украдут. Оказалось, что на отдыхе у родителей украли деньги и документы. Видя волнение окружающих взрослых, ребенок встревожился.

 В описанном случае произошедшее с родителями, безусловно, дало повод для полета детской фантазии. Усвоение причины, почему нужно соблюдать правило «не брать чужое» Мишей будет усвоено «на практике».

Но иногда дети усваивают это и в обычной «детской» жизни, например, в песочнице, когда кто-то «покушался» на его собственные игрушки.

Для того, чтобы ребенок меньше боялся Воров и Грабителей, объясняйте ему чаще, что даже если кто-то унесет чужие вещи, милиционеры обязательно поймают этого человека и отберут у него чужое. Не уставайте убеждать, что никто не имеет права брать чужое. Если они нарушают это правило, им должно быть очень стыдно. И с такими ворами никто не дружит и никто их не любит и пр. Укрепляйте ребенка в мысли, что правило не брать чужого незыблемо. Просто некоторые маленькие дети еще его не выучили, но обязательно сделают это вскоре. Обязательно хвалите ребенка за то, что он понимает, что какие-то игрушки чужие, и надо просить разрешения, чтобы с ними поиграть.



© 2015 "Солнечная Сова"
© 2015 Веб дизайн "АИСТ"