Четырехлетняя Ксюша пришла из садика в слезах. Мама, тоже была очень расстроена. Выяснилось, что в садике Ксюша взяла без спроса чужую игрушку, спрятала ее в свой шкафчик. Когда же воспитатель вслед за необходимостью утешить плачущего «потерпевшего» проверила шкафчики, то обнаружилось, что это именно Ксюша тайком взяла игрушку, попросту – украла.
Да, да! Откуда? Ведь родители – кристально честные люди!Если у вас в семье случилось такое ЧП – прежде всего вспомните, говорили ли вы с ребенком о «своих» и «чужих» вещах. Быть может, это ваша недоработка? К четырем годам ребенок уже вполне может усвоить, кто такие воры (те, кто берут чужое без спросу), что бывают замки – чтобы никто чужой не взял или не вошел в дом, что воровать нехорошо, и всегда надо спрашивать можно ли что-то взять не свое.
Иногда дети берут чужое и в более позднем возрасте. Часто ребенок, тайком нарушая правила, требования «уважения к чужой собственности», совершает это вовсе не потому, что «забывает» о запрете на «чужое», а скорее именно потому, что не выдерживает волевых усилий. Это означает, что ему еще нужна помощь в становлении произвольности.
Если первые случаи «нечестного поведения» оставляются родителями без внимания, или, что еще хуже, с увлечением обсуждается в семье, ребенок получает «отрицательный опыт». Не получив «отпор», со временем ребенок привыкает получать эмоциональную встряску: совершает недозволенное, от осознания своего проступка волнуется, причем сердце замирает от чувства опасности. Но когда все сходит с рук – успокаивается, расслабляется и от этого получает удовольствие. То есть с одной стороны – страх, что поймают и накажут, с другой - чувство удовлетворения "я смог это сделать". И если сначала ребенок делает это несознательно, то потом привыкает, всегда помня, что, где и когда украл. При этом в кровь выбрасывается адреналин. Именно он и есть одна из причин развития клептомании – болезненной тяги к воровству. Ощущая потребность в адреналине, и связывая состояние приятного расслабления после проступка с волнением во время его совершения, ребенок стремится украсть вновь и вновь. Конечно, клептомания и воровство – разные вещи, но, не заметив, пропустив первые случаи воровства, родители упускают момент.
Есть среди маленьких воришек и такие, которые таким образом привлекают к себе внимание. Иногда дети думают, что их не любят, не заботятся о них, и потому они могут вредить окружающим, иногда вещь, которая была украдена не очень то и нужна ребенку, но таким образом он выражает свои чувства к тому из детей, которого ревнует к значимым взрослым. С другой стороны, слишком бурное выражение эмоций родителями при обнаружении пропажи при обыденном ровном и даже безразличном отношении, заставляет ребенка вновь и вновь совершать проступок, получая таким образом долю внимания к себе, пусть даже отрицательного.
Алеша, трехлетний мальчуган, придя в гости к соседскому мальчику, зарыдал, указывая на понравившуюся игрушку. Мама, растерявшись, схватила эту игрушку, не обращая внимания на протесты хозяина и вручила своему, облегченно вздыхая, даже не замечая, что «закон перетекания детских слез» сработал.
Как вы думаете, научится ли ребенок в таком случае уважать чужую собственность?
Итак, в воспитании «честного» отношения к чужим вещам очень большую роль играет установка родителей: нужно помочь усвоить правила поведения, но как?
Прежде всего, нужно очень хорошо подумать, прежде чем наказывать. Ведь наказание за уже свершенный поступок не исправит его первопричину. В детской психологии отмечают такую закономерность, что если ребенок берет чужое, то это значит, что ему чего-то не хватает в своем доме. Не обязательно буквально еды или игрушек, а скорее всего тепла, внимания к его личным радостям и невзгодам. Может быть, ребенок мало видит мать или отца? Может, бабушка слишком строга и не понимает потребности внука? Что значит «неуравновешенная психика»? Откуда это началось? Как вы родители реагируете на проступки мальчика? Какие наказания используете? Все это может оказывать свое влияние на проблему.
Узнайте у ребенка, так ли нужна была ему вещь, которую он украл. Подумайте, все ли необходимое есть у ребенка, или же это – каприз.
Если у вас есть равноценная вещь, научите ребенка меняться на время игры, убедите, что об этом нужно спрашивать у родителей. Если ребенок научен меняться, возможно, страстное желание взять чужое будет приглушено. Еще не известно, что привлечет ребенка больше – возможность играть чужой игрушкой или сам процесс обмена.
Укрепляйте ребенка в мысли, что правило не брать чужого незыблемо. Просто некоторые маленькие дети еще его не выучили, но обязательно сделают это вскоре. Обязательно хвалите его за то, что он понимает, что какие-то игрушки чужие, и надо просить разрешения, чтобы с ними поиграть. При этом не забывайте, что к четырем годам желательно, чтобы у ребенка были уже какие-то собственные вещи, для использования которых вы должны тоже просить у него разрешения.
Приучайте ребенка к тому, что он сам ответственен за свой проступок. Иногда полезно заставить воришку самому вернуть украденное. При этом убеждайте ребенка не в своем презрении, а в том, что если это произойдет, то вы не утратите доверия и уважения к нему. Скажите: «Я знаю, как это будет для тебя тяжело, но поверь, продавец очень обрадуется, что ты набрался смелости и вернул пропажу».
Что делать в будущем?
Если вы заметили, что ребенок не чист на руку, знайте, что это – воспитательный момент и для вас в том числе. Старайтесь не провоцировать его на «домашнее воровство»: не оставляйте ценности на видном месте.
Ребенок должен помнить, что может спасти свою репутацию, не теряя ваше уважение и любовь. Убеждайте детей своим поведением и отношением в том, что их потребности и желания вам не безразличны, и что они могут рассчитывать на вашу помощь, не прибегая к воровству.
Ребенок должен понять, что, совершив проступок, он не стал плохим, а просто попал в плохую ситуацию, и может надеяться на вашу помощь или хотя бы поддержку.
Если что-то украли у вас
Маленький Миша (4 года) в группе после летнего отдыха на море стал часто выражать опасения по поводу того, что его вещи могут унести воры, или его самого украдут. Оказалось, что на отдыхе у родителей украли деньги и документы. Видя волнение окружающих взрослых, ребенок встревожился.
Но иногда дети усваивают это и в обычной «детской» жизни, например, в песочнице, когда кто-то «покушался» на его собственные игрушки.
Для того, чтобы ребенок меньше боялся Воров и Грабителей, объясняйте ему чаще, что даже если кто-то унесет чужие вещи, милиционеры обязательно поймают этого человека и отберут у него чужое. Не уставайте убеждать, что никто не имеет права брать чужое. Если они нарушают это правило, им должно быть очень стыдно. И с такими ворами никто не дружит и никто их не любит и пр. Укрепляйте ребенка в мысли, что правило не брать чужого незыблемо. Просто некоторые маленькие дети еще его не выучили, но обязательно сделают это вскоре. Обязательно хвалите ребенка за то, что он понимает, что какие-то игрушки чужие, и надо просить разрешения, чтобы с ними поиграть.