Учим читать на русском

Обучение чтению на русском языке

Читать на украинском

    Просто ли научить ребенка читать? Что при этом с ним происходит? Можно ли каждого ребенка научить читать, начиная с раннего возраста? Как нужно это делать с точки зрения детской психологии, и чего делать нельзя? Давайте попробуем разобраться, что такое чтение именно в разрезе обучения наших детей.

Во-первых, в чтении задействовано зрение, поскольку букву нужно видеть.

Во-вторых, нужно слышать звуки, то есть в чтении принимает участие слух. Но кто-то может сказать: есть слепые и глухие люди (какие не используют зрение или слух для чтения), которые умеют читать. Психологи считают, что чтение является наивысшей интеллектуальной способностью человека. Мало называть вслух звуки, то есть озвучивать увиденную букву. Мало даже знать буквы и даже склады. Например, некоторые умственно отсталые дети способны запомнить табличку складов и табличку умножения, и большое количество правил, однако не могут использовать изученное, в том числе и читать.

Нужно еще и понимать, что написано. Например, попробуйте прочитать слово «*/}]{[(-+*^», если оно написано «не известными» буквами, или на незнакомом языке. Поэтому, в-третьих, для чтения необходимо определенное развитие памяти, воображения, мышления.

И, наконец, в-четвертых, должен быть опыт речи, чувственного познания мира. Когда взрослый человек читает слова, то не просто складывает букву к букве, а, охватив глазом несколько букв, сразу догадывается о целом слове. Если в книге или газете, которую мы читаем, некоторые буквы случайно отсутствуют, замазаны или плохо напечатаны, нас это часто вовсе не смущает: мы все-таки свободно прочитываем соответствующие слова, дополняя, что не хватает, своим воображением. Этим объясняется, между прочим, и то, почему люди во время чтения так часто не замечают ошибки в словах.

Таким образом, процесс обучения чтению  должен совмещаться с развитием внимания, ассоциативного мышления, способности, предугадывать следующий элемент слова и текста. Это вовсе не совпадает с задачей, которая возникает во время обучения письму, когда нужно писать букву одна за другой, сравнивая их со звуковыми и зрительными образами. Тогда возникает вопрос: почему же методисты много поколений, начиная еще с царской России (а, возможно, и еще раньше), отмечали, что чтение и письмо должны идти рука об руку, причем желательно, чтобы дети учились писать и читать одинаковым шрифтом – рукописным (П.П.Блонский)? Возможно, потому, что тогда, в условиях тотальной безграмотности, никто и не подумал бы учить ребенка читать ранее семи лет, то есть тогда, когда считали его еще не готовым учиться читать?

Наше время требует стремительного развития. За десять лет ребенок должен получить знания, которые по объему намного превышают те, которые имели наилучшие ученики той же царской России, и даже и советских времен. Поэтому есть потребность учить детей читать раньше.

  • Что для этого нужно делать?
  • Какая методика обучения чтению самая удачная для раннего возраста?
  • Как учить, если у ребенка не получается читать?
  • Как сделать это наиболее подходящим образом конкретно для Вашего ребенка?

На эти и другие вопросы можно получить ответы на авторских семинарах Натальи Компанец.

Подробней прочитать о пособии на русском языке можно на странице пособия для обучения чтению ОСНОВЫ. Можно приобрести пособие на русском языке за пределами Украины.

Компанец Н.Н. Природосоответственное обучение детей чтению: Актуальна освіта, Киев, 2009


© 2015 "Солнечная Сова"
© 2015 Веб дизайн "АИСТ"