Помню один случай, когда заболел соседский мальчик – на голове стали выпадать волосы, но не хаотично, как при лишае, а «очищая» на голове аккуратный кружочек размером с пятикопеечную монетку. Врачи долго не могли определить, что это и как это лечить, потом все-таки выписали какие-то «крутые» по тем временам лекарства и сказали при ребенке: «Ему нужно доставлять удовольствия. Делайте все, что он попросит, – и добавил, обращаясь к мальчику: если они что-то сделают не так, сразу мне расскажи, хорошо?». И так целый месяц каждое утро начиналось с массажа: «Почешите мне спинку!». Потом, мотивируя нежеланием родителей быть наказанными врачом, потребовал велосипед… К счастью, болезнь стала отступать, волосы вновь отросли, а то соседи переживали, что «ребенок испортится совсем».
Действительно ли часто дети прибегают к таким крайним мерам «воздействия на родителей», как болезнь? Отвечать на такой вопрос нужно, видя каждую семью в отдельности. Но есть наблюдения, что маленькие дети действительно могут «вызывать», «нагнетать» температуру, действительно ощущать боль в животе, головную боль, если переживают только что увиденный семейный конфликт, услышанную фразу о болезни кого-то из членов семьи, почувствовав ужасную для себя перспективу быть оторванным от мамы и оставленным среди чужих взрослых и детей в этом страшном детском саду.
Наверное, это звучит странно, но некоторые дети действительно любят болеть. Если родители вели себя неправильно во время предыдущей болезни, то ребенок может сделать вывод: болезнь – это гарантия благ, как материальных, так и духовных, возможность стать центром всеобщего внимания.
Проанализируйте, что привело к заболеванию. Возможно, вы найдете не только «погодные» причины.
Одна из главных человеческих потребностей – признание как личности. Много ли внимания, понимания достается нашим детям? Иногда нам некогда не то что поговорить с ребенком, но и просто посмотреть. «Пап, а пап! Я сделал паровоз! – говорит малыш, делясь своей радостью с отцом. «Угу!» – отвечает «предок», не отрывая взгляд от компьютера.
У маленького ребенка остается только один способ добиться внимания – заболеть. Правда, если для родителей это становится досадным препятствием в работе, они, сдерживая раздражение, стараются как можно быстрее «выздороветь» ребенка, это может вылиться в лучшем случае поиском ребенком новых методов борьбы за родительское внимание (например, проказы, которые очень быстро привлекают внимание, пусть даже негативное). В худшем случае недолеченный малыш попадает снова в детский коллектив, снова подвергается «погодным» факторам, и после этого следуют крики бабушек и врачей: так можно ребенка и до астмы довести!
Если же у дитяти получается привлечь к себе пристальное внимание родителей, то такой способ апробируется не однажды. Как только ребенок выздоравливает, количество родительского внимания резко падает.
У меня в практике был случай, когда ребенок заболевал каждый раз после того, как совершал «ужасные» поступки. Мама при этом кричала и наказывала его. А болели они оба: мальчик «заражал» маму. В этом случае мальчик своей болезнью добивался принятия, ласки и заботы взамен крику. Болезнь была «наградой» за полученное наказание. Мама же «болела» от чувства вины. От такой причины болезней нужно избавляться «психологическими методами: учиться.
Когда дети перестают болеть (как говорят, перерастают)? В 13–14 лет, когда внимание и забота родителей становятся ненужными. На смену родителям и учителям приходят приоритеты общения со сверстниками. А внимания и признания в среде сверстников болезнью не добьешься. Потому и болезни «уходят» – причина ушла.
Если вы заметили, что ребенок получает удовольствие от общения с вами во время болезни, и у вас возникло подозрение, что именно отсутствие внимания с вашей стороны – причина болезней, можно исправить положение.
Уделять внимание ребенку нужно не тогда (и не столько), когда он болеет, а когда он здоров. В конечном итоге на это уйдет гораздо меньше времени и средств. Потому даже очень занятые родители вполне могут для этого выделить специальное время (кроме чтения сказок на ночь!). Но оказывать внимание нужно в той форме, в какой хочется детям, а не в той, какую мы считаем нужной. Потому можно в специальное детское время предоставить право выбора ребенку. Даже если вы хотите в специальное время сделать что-то такое, что, вам казалось, необходимо, попытайтесь сделать так, чтоб это решение принял ребенок сам. Сделайте это для него интересным.
Общаться с ребенком нужно «глаза в глаза». Желательно, чтобы это было ваше «личное время», которое не располовинят телефонные звонки, приход гостей и пр.