Николай Зайцев и его кубики

Обучение чтению с двух лет при помощи кубиков Зайцева

     Наиболее популярная сегодня игровая технология обучения чтению детей, начиная с двух лет – обучения чтению  «по Зайцеву» или «Кубики Зайцева». Бесспорным преимуществом этой технологии перед традиционным методом является то, что успешность обучения чтению  «по Зайцеву» не определяет ни один из видов восприятия (слуховой и зрительный, тактильный, двигательный), поскольку она  задействует все органы чувств: зрение, слух, касание. Использование практической игры с кубиками, таблицами, складовыми картинками создает позитивный эмоциональный фон. Таким образом, эта технология больше рассчитана на детей дошкольного возраста, леворуких (правополушарных) детей, которым свойственны большая эмоциональность, целостный, «глобальный» способ познания.
     Наиболее доступно для родителей методика Зайцева обучения чтению изложена Леной Даниловой.
     К сожалению, у этой технологии тоже есть недостатки.

     1. При обучения чтению  «по Зайцеву» советуют предъявлять всю информацию (склады, таблицы, кубики) одномоментно. Т.е. если на занятии дети 4-6 лет сидят за партой, а им показывают время от времени кубики со складами, или если за одно занятие изучают один кубик, или сначала просят составить схему слова (это требуется программой), а затем пишется слово из кубиков – то это не «по Зайцеву». Таким образом, сама технология требует тщательности и знания «тонкостей». Однако технология Зайцева предлагается, прежде всего, родителям, которые не являются специалистами по обучению ребенка чтению.
     2. Технология нуждается в чрезвычайном «ощущении» ребенка, хорошего владения игровым методом учебы, безграничного терпения и фантазии. Наставник, который допустит перенасыщение ребенка, рискует привить неприязнь к кубикам и пропеванию табличек (каких, кстати, в настоящий момент очень много: дети с 70-х лет, когда кубики были придуманы, изменились, а сама технология – нет!). Хотя М.О.Зайцев и отрицает использование любой программы, однако отсутствие какого-то плана работы с ребенком ставит взрослых в безвыходную ситуацию. Неправильное использование технологии ведет за собой возникновение ошибок и перспективу их исправления, но теперь уже – специалистами. 
     3. Технология слишком громоздка как для домашнего использования: коробка готовых кубиков занимает много места, они не должны быть все время на глазах ребенка, чтобы сохранялся «эффект желательности» учебного пособия, что обеспечивало бы эмоционально приподнятое настроение ребенка к началу занятия. Для использования в дошкольном заведении кубики тоже не подходят. Во-первых, существует мало специалистов, которые могут работать за ими (один садик в Керчи – русские кубики, два садика в Киеве). Другая причина – несоответствие существующей программе, которая охраняется официальной образовательной службой. Громоздкость касается и дидактичного наполнения пособия. Так, «озвучивание» кубиков используется только для формирования понятий звонких и глухих звуков (сами названия не вводятся и не используются). Однако это слишком отвлекает детей, особенно «слуховых» и «двигательных».
     4. Что касается изображения складов, есть замечания эргономистов: русские кубики последних изданий, да и новые украинские, оказались перегруженными для зрительного анализатора (лишний фон). Наиболее удачными были украинские кубики первого издания.
     5. Невзирая на то, что автор настаивает на глобальной подаче материала, писать и читать по Зайцеву ребенок начинает все-таки по складам, потому правополушарный ученик вынужден все-таки «спускаться» к деталям – конкретному складу, поскольку он не может работать без конкретного результата чтения – слова. Абстрактные склады, хоть и пропетые, не вызывают у ребенка восторга. А уже «выучить» всю табличку «глобально» через пропевание – нечего и требовать такого терпения от правополушарного ученика. И потому часто у него существует проблема в запоминании складов. Тем не менее, М.О.Зайцев иронически отбрасывает попытку некоторых методистов помочь детям запомнить букву через обиду, знакомые ребенку (буква «Т» – рука в сТТорону), настаивая на «оптовом» запоминании складов. Но есть много детей, способных охватывать взглядом только одну букву из-за неправильного начала обучения чтению  (побуквенное чтение). Поэтому уже на этапе чтения целостного склада у них возникает проблема, не говоря обо всем слове. Для работы с таким ребенком нужно обращаться к буквам, изучая их  через зрительные, слуховые и двигательные образы перед знакомством с соответствующей песенкой складов. Кроме того, сама природа правополушарного ребенка требует после «глобального» погружения возвращаться к деталям.
     6. Глобальность, одномоментность предъявления складов больше всего развивает образное восприятие и запоминание, не использует разбивки на звуки и буквы. Поэтому спустя некоторое время ребенок начинает путаться: «Это буква «БА»». Кто-то скажет: а зачем знать буквы, если  он читает по складам? Знание букв нужны ребенку не только для того, чтоб «выполнить программу». Но из-за ошибки возникает неправильное чтение слов, а отсюда – непонимания прочитанного. И придётся исправлять эту ситуацию, с которой, кстати, НАМНОГО легче справляться, чем с чтением по буквам, как они называются в алфавите.
     7. Очень много детей во время обучения читать нуждаются в элементарной профилактической логопедической работе. К сожалению, большинство  детей, которым трудно читать склады слияния («бе» и «а» – «ба»), имеют особенности развития внимания, памяти, мышления. Они не могут не только запомнить склады и слова, но и назвать слово по звуковому предъявлению (название наставником вслух складов по одному: «Ка-ша. Что вышло?»). В таком случае нужно уделять внимание развитию слухового синтеза, а это тоже противоречит технологии. Выходит так, что сразу читать по Зайцеву, как обещают, после первого-четвертого занятия, могут те дети, которым и склады слияния даются не слишком трудно, и которые уже хорошо подготовлены «звуковым» методом, или же имеют природную одаренность.
    8. Технология, или как чаще говорят, методика Зайцева рассчитана на небольшой начальный этап: научить ребенка читать. Да, для маленького ребенка, об учебной деятельности у которого еще и нечего говорить, эта технология – наилучшая. Но ребенок привыкает к легкому: поднадоело читать – мама останавливает занятие. А что делать дальше, когда он уже читает слова, но не имеет желания учиться, когда придётся переходить на книжку, когда нужное терпение в отработке техники и приобретении скорости чтения? А здесь уже появляется слово «надо»: нужно сесть и читать книжку. Но правополушарный ребенок, который и без того требует эмоционально-волевой подготовки к школе, часто привыкает к обучению в игре, и ему потом трудно адаптироваться к сидению на месте и работе, когда есть одно желание – играть. Кстати, это недостаток всей игровой методики: ребенок с «быстрым» темпераментом при таких условиях не формирует саморегуляцию, нехватка которой очень мешает ему адаптироваться к условиям обучения в школе.

Именно поэтому чаще всего кубики Зайцева используются в семье для обучения чтению обстоятельных «зрительных» детей, которые несколько «медленнее» слуховых и двигательных. Систематическое же обучение чтению большинства детей наиболее успешно, когда слово «учеба» уже может совмещаться у малыша со словом «занятие», когда ребенок уже способен к работе в группе, а именно – после четырех лет. Такая мысль вовсе не отрицает полезность занятий для детей меньшего возраста: есть достаточное количество детей, которые могут научиться читать и намного раньше, однако «поддержка» навыка и её последующее развитие нуждается в больших усилиях и мастерстве наставника – это нужно учитывать в любой методике обучения чтению.

 


© 2015 "Солнечная Сова"
© 2015 Веб дизайн "АИСТ"